астрология
Коучинг и консультирование

Коучинг и психологическое консультирование. Сходство и различия.

Коучинг и психологическое консультирование.

Чем больше я занимаюсь коучингом, тем меньше мне хочется противопоставлять коучинг и консультирование у психолога. Более того, думаю, что лучше отнести его к разновидности психологического консультирования со своими особенностями.

Отличия, безусловно, есть, и я в этой заметке некоторые из них попробую описать. Но сходства неоспоримо больше чем различий. Предполагаю, что проводить резкую разделительную линию между этими двумя видами работ выгодно только тем кто, либо мало сведущ в психологии, либо стремится разотождествить свой личный образ с образом психолога. Первым (не имеющим психологического или бизнес-образования) проще начать свою практику коуча без комплексов об отсутствии психологического образования и элементарных навыков ведения клиента, вторым (имеющим психологическое или бизнес-образование) кажется более престижным статус модного коуча, нежели психолога или бизнес-консультанта. Накладывают отпечаток на дистанцирование коучинга от психологии и необоснованные предрассудки о неэффективности работы психологов в коммерческих фирмах. Это разговор отдельный, тема эта сейчас актуальна, думаю, что многие из вас, уважаемые читатели, уже сталкивались с такими фактами в своей работе.

Сходства и отличия коучинга и психологического консультирования в контексте их взаимосвязи.

Вот что пишет о психологическом консультировании Р.Кочюнас в своей книге «Основы психологического консультирования»:

«Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение:

“Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений”. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: “Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

Краткие определения коучинга, коуча и клиента коучинга.

«Коучинг – это добровольное обучающее психологическое сотрудничество коуча и клиента, целью которого является развитие способности у клиента самостоятельно и осознанно менять свою жизнь желаемым и приемлемым для него образом».

«Коуч – специалист в области психологии, бизнеса и менеджмента, либо в какой-то одной из них, оказывающий профессиональное содействие клиенту в разработке желаемых жизненных перемен».

«Клиент коучинга – психически здоровый взрослый человек, выразивший добровольное желание начать сотрудничество с коучем с целью самостоятельного планирования и осуществления изменений в своей жизни»

Эти определения далеки от совершенных, тем не менее, чтобы что-то сравнивать и анализировать надо на что-то опираться.

Уже само определение вида сотрудничества между коучем и клиентом сближает коучинг с психологическим консультированием. Сотрудничество может быть разным, в коучинге же оно определяется именно как психологическое (Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей). Коуч, как и психолог, не строит дома, не сажает деревья, не рожает детей вместе с клиентом, он активно, но косвенно участвует в его жизни (хотя встречаются примеры и такого прямого и эффективного участия в жизни подопечных.

А теперь о некоторых различиях.

Сроки консультирования:

– в психологическом консультировании клиент и консультант нередко стремятся в различные сроки завершить процесс совместной работы, довольно часто они не сходятся в этом вопросе;

– в коучинге сроки работы с клиентом оговариваются заранее, процесс поделен на стандартные этапы и циклы;

Оценка результатов консультирования:

в психологическом консультировании у консультанта и клиента разные критерии оценки эффективности работы, у каждого свои ожидания;

в коучинге критерии оценки работы и результата изначально устанавливает клиент, потому что он априори принимает на себя ответственность за решение своей проблемы, здесь речь идет о том, что в начале работы коуч объясняет клиенту принципы их сотрудничества:

клиент не подотчетен коучу

коуч не имеет властных полномочий над клиентом

коуч не несет ответственности за результаты деятельности клиента.

Время вербальной активности консультанта и клиента:

в консультировании на долю психолога приходится, порой, довольно много разъяснительной работы с клиентом;

в коучинге есть нормы времени, которые считаются экологичными и эффективно влияющими на результат клиента: если все время работы взять за 100%, то коуч говорит не более 20% от времени сессии, 80% времени отдано клиенту.

Форма ведения диалога с клиентом:

в консультировании не поощряется построение диалога в форме вопрос-ответ;

в коучинге вся работа строится по типу вопрос-ответ (безусловно, это никоим образом не должно переходить в допрашивание клиента).

И отдельно хочется сказать о так называемой конфронтации в процессе консультирования. Приведу определение этого понятия из той же книги Р.Кочюнас «Основы психологического консультирования»:

«Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Egan (1986) определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, “игры”, хитрости, извинения, “пускание пыли в глаза”, т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.»

О конфронтации в коучинге, наверное, можно написать отдельное исследование-эссе. Если очень коротко, то:

в консультировании, как правило, психолог сам дает интерпретацию поведению клиента: его опозданиям, невыполнению обязательств, уклонению от обсуждения, заявленных как важных, тем;

в коучинге клиенту просто указывается на несоответствие между его поведением и словами (расхождение между декларируемой теорией и теорией в действии), предлагая самостоятельно интерпретировать происходящее при поддержке коуча.

Пожалуй, в коучинге легче справится с таким проявлением в процессе работы, как враждебность клиента. Небольшой пример из сессии:

Клиент:
-Вы знаете, мой муж считает, я напрасно трачу деньги на свои консультации с вами

Коуч:
– И?

Клиент:
– Ну, он говорит, что я нисколько не изменилась к лучшему за этот период.

Коуч:
– А вы сами, как считаете?

Клиент:
– Мне хочется продолжать…

Коуч:
– В таком случае, как думаете, с какой целью вы сейчас говорите об этом?

Можно сказать, что присутствие коуча в процессе взаимодействия с клиентом намного более неявно и неочевидно для клиента, чем в консультировании. За видимой простотой процесса скрывается умение специалиста слушать, наблюдать, излагать свои мысли клиенту таким образом, чтобы не нарушать его личного жизненного пространства и вместе с тем, способствовать активным изменениям в этом самом пространстве. Это требует незаурядных способностей и личностной зрелости, а также значительной проработки личного эгоизма коуча.

И в последнюю очередь мне хочется написать об одном распространенном высказывании, о различии между консультированием и коучингом, с которым можно и  согласиться, а можно опровергнуть его.  Речь идет о том, что, якобы, коучинг не работает с прошлым, а работает только с настоящим и будущим. Правда в том, что во время сессии действительно не происходит явного анализа прошлых событий. А искажение состоит в том, что с каким бы утверждением клиента не работал коуч во время сессии – это всегда установка, возникшая в прошлом клиента…